Рейтинг СМИ

Посетите рейтинг сайтов СМИ. В рейтинге учавствуют лучшие СМИ ресурсы.

Перейти на Рейтинг
Home » Город

В Смольном ищут инвестора для строительства кольцевой ветки метро за 320 млрд рублей

Среда, 2 июля 2014

В Смольном разработали футуристический инвестиционный проект по строительству кольцевой линии метро за 320 млрд рублей. Как пишет «Фонтанка.ру», этой, на первый взгляд, утопической идее было посвящено несколько рабочих совещаний, а Городское агентство стратегических инвестиций подготовило два варианта финансирования.

Согласно одному из них, бюджет вкладывает 60 млрд, инвестор – 260. А затем получает часть дохода от проезда 100 лет после постройки.

Строительство кольцевой линии метро предусмотрено отраслевой схемой развития городской подземки, принятой в 2011 году. Предполагаемая трассировка линии следующая: «Василеостровская-2» – «Спортивная-2» – «Петроградская-2» – «Лесная-2» – «Ладожская-2» – «Елизаровская-2» – «Международная-2» – «Парк Победы-2» – «Нарвская-2».

Помимо существующих линий кольцевая должна пересечь перспективные ветки, строительство которых должно начаться в ближайшее время: Калининско-Красносельскую («Броневая-2»), продолжение Правобережной («Горный институт-2»).

Наконец, запланирована пересадка на Адмиралтейско-Охтинскую линию, по которой еще даже нет проекта: это станции «Двинская-2» в районе порта и «Большеохтинская-2» в Красногвардейском районе. Предусмотрено и строительство собственных станций кольцевой, которые не будут пересадочными: «Кантемировской» – недалеко от одноименного моста, «Арсенальной» и «Площади Калинина» – в Калининском районе, «Дальневосточной» – на одноименном проспекте, а также «Фарфоровской» и «Витебской», которые будут находиться недалеко от железнодорожных линий Московского и Витебского направления.

Всего на кольцевой должны появиться 20 станций. Предполагаемая длина линии – 38,5 км. Учитывая дороговизну проекта, разработчики отраслевой схемы даже не рискнули поставить конкретные сроки для этого объекта. Линия всегда считалась очень далекой перспективой, о которой нужно помнить при проектировании более актуальных станций, чтобы оставить задел на будущее.

Фото: Администрация Санкт-Петербурга

Так, например, «Ленметрогипротранс» сейчас готовит документацию для возведения второго выхода с «Василеостровской». Для его строительства будет разобрана торцевая стена в конце центрального зала существующей станции. Предполагается, что в будущем отсюда будут вести два тоннеля: один – ко второму выходу на углу Среднего и 10 – 11-й линий, другой – к «Василеостровской-2». Но в ближайшее время возведут только один, второй же лишь будет учтен в проекте.

Однако в Смольном родился проект по ускорению процесса строительства кольцевой линии. Как стало известно, сразу несколько профильных ведомств обсуждают идею по привлечению в этот проект инвестора. Этой теме было посвящено несколько рабочих совещаний, а Агентство стратегических инвестиций, подведомственное комитету по инвестициям, даже провело предварительные расчеты. В итоге, согласно выводам чиновников, линия может обойтись в 320 млрд рублей.

При этом речь идет о сокращенном варианте из 18, а не 20 станций, и протяженностью в 34 км. Для сравнения: первая очередь Калининско-Красносельской линии из 6 станций и длиной в 15 км оценивается в 105 млрд рублей. А самый дорогой инвестпроект, который сейчас реализуется на территории Петербурга, – это строительство ЗСД: трасса обойдется в 212 млрд рублей, из которых основные деньги дают федеральный и местный бюджеты.

Чиновники подготовили две модели финансирования строительства кольцевой. Первая: инвестор вкладывает 260 млрд, остальное – город. Однако она была признана абсолютно утопической: по подсчетам Смольного, для возврата денег при таком варианте потребуется свыше 100 лет. Вторая модель – прямо противоположная: государство дает 250 млрд, то есть более половины годового бюджета Петербурга, концессионер – 70 млрд.

Частный капитал в основном вкладывается в строительство наземных вестибюлей, совмещенных с торгово-развлекательными комплексами. Перегонные тоннели и подземные вестибюли возводит город. При этом в обоих схемах не учтено, что после запуска линии существенно возрастут эксплуатационные издержки метрополитена, часть из которых придется субсидировать из бюджета.

По расчетам Смольного, в случае, если инвестор возьмет на себя основные траты, то его доход будет формироваться в основном за счет платы за проезд по кольцевой. Правда, дальше финансовая схема погружается в туман. Пока непонятно, будет ли концессионер сам собирать плату и будут ли установлены отдельные турникеты в местах пересадки с государственных линий метро на частную. При использовании второй модели все проще: в Смольном предполагают, что вернуть инвестиции можно будет за счет эксплуатации торгово-развлекательных комплексов, расположенных над станциями метро.

«Речь идет об очень примерных предварительных расчетах, без геологических и других необходимых исследований, – отмечаютв городской администрации, знакомый с обсуждением этой идеи. – Это "фантазия на тему", чисто теоретическая проработка». Однако, по имеющейся информации, врио губернатора Георгий Полтавченко в курсе этих футуристических изысканий, тем более что сам он ранее заявлял о намерении строить метро на основе государственно-частного партнерства.

Отметим, что в последнее время Смольный постоянно генерирует инвестиционные проекты, которые вполне гармонично смотрелись бы в научно-фантастическом романе. Так, чиновники подготовили проект строительства канатной дороги от Васильевского острова до Приморского района и моста-магазина в створе Яхтенной улицы. Однако последние два выглядят более реалистичными, так как оцениваются в 7 и 2 млрд рублей – а не в фантастические 320 млрд, как кольцевая линия.

Источник: Газета СПб: новости Санкт Петербурга